Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №23
с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
«Огонёк»

Обучение дошкольников безопасному поведению на улице

Обучение дошкольников безопасному поведению на улице

     Взрослые, совершая те или иные действия, должны помнить, что они явля­ются авторитетом в глазах ребенка. Именно с них дети берут пример, копи­руя не только в игре, но и в жизни.

Чтобы предостеречь детей от опасности на улице, взрослые должны научить их быть внимательными, не нарушать правила дорожного движения, а глав­ное - не нарушать эти правила самим.

         Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профи­лактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целе­направленно проводит с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.

          Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.

На родительских собраниях или в часы, когда родители (взрос­лые) приходят за детьми, воспитателю необходимо рассказывать им о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведе­нию на улице. Он должен выяснить, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице, и т. д.

          С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного пове­дения на улице возможно применение различ­ных форм взаимодействия и общения с роди­телями.

В одних случаях это могут быть ознакомле­ние их с материалами, представленными на стен­дах "уголков безопасности", публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведе­ние бесед с подробным раскрытием причин и ус­ловий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошколь­ников в качестве пешеходов и пассажиров, показ выставок детских рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.

В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за "круг­лым столом", предложение выступить перед дру­гими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специ­алистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

       Специально организованные лекции (с при­глашением специалистов) и беседы с родителя­ми, в т. ч. индивидуальные, должны быть направ­лены на активизацию их заинтересованности в получении дошкольниками знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.

         Информируя родителей о причинах, вле­кущих за собой дорожно-транспортное проис­шествие с участием дошкольников, необходи­мо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых.  Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

          Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников происходит также в ситуа­циях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за своего маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому дошкольники должны находиться на улице только с взрослым и держать его за руку.

         Большое число дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят детей в автомобилях на переднем сиденье или на коленях, не исполь­зуя специальное детское удерживающее кресло и не пристегивая их ремнями безопасности.

        В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по доро­ге в дошкольное учреждение, особенно при плохой погоде, недоста­точном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии вос­приятия дошкольниками дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возраст­ных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

          В силу своего возраста дошкольники, на­ходясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не мо­жет сразу остановиться при внезапном появ­лении пешехода на проезжей части. Дети счи­тают, что если они видят автомобиль, то и во­дитель тоже их видит и объедет. Они не спо­собны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышит­ся звук. Они реагируют только на те звуки, кото­рые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услы­шав сигнал автомобиля, дошкольники могут сде­лать роковой шаг навстречу опасности. Они бо­ятся больших грузовых машин, автобусов, трол­лейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольники не умеют эффективно использовать периферичес­кое зрение и полностью "выключают" его, когда перебегают дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете, не в состоянии определить, близ­ко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно. Из-за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать про­исходящее на дороге.

          Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взросло­го. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3—1,5 с, а у взрослого 0,6—0,8 с.

У детей дошкольного возраста не сформирована коорди­нация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуа­ция, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Ребенок медленно и чаще неправильно принимает ре­шение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, за­торможенные).

Узнать, как научить ребенка наблюдательности на улице, кроме бесед родителям помогут памятки в виде раздаточного материала.

Темы  для лекций и бесед с родителями

■ Причины и условия, влекущие за собой дорожно-транспортные происшествия с участием до­школьников.

■ Психофизиологические и возрастные особен­ности поведения дошкольников на улице,

■ Как научить ребенка наблюдательности на улице.

■ Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах.

■ Как переходить с ребенком проезжую часть дороги.

Типичные ошибки в поведении дошкольников на улице

■ самостоятельный переход проезжей части доро­ги в неположенном месте;

■ самостоятельный переход проезжей части доро­ги на красный или желтый сигнал светофора;

■ неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеле­ных насаждений, других препятствий, закрываю­щих обзор;

■ ходьба вдоль проезжей части при наличии троту­ара;

■ самостоятельное движение вдоль проезжей час­ти загородной дороги по направлению движения транспорта; игра на проезжей части и вблизи нее;

■ неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар, и др.