Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №23
с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
«Огонёк»

Страничка логопеда

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.

5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений. 
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.

 

7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

Своими руками

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, познавательной способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: листы белой бумаги, простой карандаш, ножницы.

Рекомендации: складывать бумагу нужно не спеша, очень аккуратно, тогда и вещи получатся красивыми.

Лепим и раскрашиваем

Цель игры: совершенствование мелкой моторики, умения пространственно мыслить, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: глина, тесто, краски.

Золушка

Цель игры: совершенствование мелкой моторики

Необходимые материалы и наглядные пособия: разная крупа, мисочки.

 

Рисуночные методы


• Рисование и раскрашивание принесет огромную пользу, если  использовать карандаши, а не фломастеры. 
• Рисуночные задания на мелкую моторику: рисование по пунктирным линиям, соединение точек, штриховка, прохождение по дорожкам, лабиринтам (не выходя за границы). 
• «Письмо» по клеточкам.

В чем заключается польза скороговорок

В чем заключается польза скороговорок

Скороговорки это эффективный способ для развития:

артикуляции и дикции.

Скороговорки помогут избавиться от:

косноязычия и дефектов речи.

Скороговорки сделают вашу речь:

выразительной, разборчивой, внятной.

 

Ребенок, кроме всего прочего, учится одновременно не только правильно говорить, но и внимательно слушать. Это действительно очень полезно, и такие обретенные навыки могут стать полезными ребенку даже в школе, в те моменты, когда учителя будут выдавать большой объем разнообразной информации. Все родители знают, что дети очень часто задают разные вопросы, отличаются своей невнимательностью и рассеянностью. Поэтому, постоянное прослушивание скороговорок в значительной степени может улучшить способность малыша к концентрации в нужный момент, и на конкретном услышанном слове.

Произношение скороговорок – это, прежде всего, развлечение, причем для всей семьи одновременно. Вы можете посмеяться искренне над своими же ошибками в произношении, когда придется несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу. Подобная забава может быть вами устроена в абсолютно любом месте, или же при длительной поездке на отдых с ребенком. Такой способ поможет ребенку отвлечься, и улучшить свое настроение.

Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!

Мели, Емеля! Твоя неделя.

Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.

Вале велики бальные туфли.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

«Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка»

Развитие фонематического восприятия

Весело играем – свою речь развиваем…»

КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей...

МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.

Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза...

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференциальных движений пальцев и кисти рук детей

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы...